Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКАРИЙ
42, С. 476-479 опубликовано: 25 ноября 2020г.


МАКАРИЙ

(Токаревский; 1596 (1605?), Овруч (ныне Житомирская обл., Украина) - 7.09.1678, Канев (ныне Черкасская обл., Украина)), прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых), Овручский, Переяславский.

Жития М.

Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (кафедральный собор прмч. Макария Овручского, Полтава)
Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (кафедральный собор прмч. Макария Овручского, Полтава)

Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (кафедральный собор прмч. Макария Овручского, Полтава)
Жития М. были написаны в прозе и стихах. По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), автором первоначального прозаического Жития был Переяславский и Бориспольский еп. Захария (Корнилович; † 1715). Сочинение не было опубликовано. Оно известно в пересказе в составе «Ведомости о епархии Переяславской», присланной в Синод в 1742 г. игуменом переяславского Свято-Михайловского мон-ря Германом (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 61-62 об.). В 1842 г. было опубликовано «Житие св. прмч. Макария, архимандрита овручского, Переяславского чудотворца, нетленно почивающего в переяславской Свято-Вознесенской обители Полтавской губернии», составление к-рого приписывали еп. Полтавскому и Переяславскому Гедеону (Вишневскому). Последнее Житие неоднократно переиздавалось, несмотря на то что оно содержит множество хронологических ошибок.

Стихотворное «Житие и страдания святаго преподобномученика Макария, любопытному читателю стихотворне сложенное в 1766 г.» в кон. XVIII в. увез из Вознесенского мон-ря в Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) бывш. настоятель этой обители Димитрий (Устимович), в 1795 г. хиротонисанный во епископа Смоленского и Дорогобужского. Позже рукопись находилась в Смоленском историко-археологическом музее. Житие предваряла служба прмч. Макарию: «Правило преподобномученику Макарию, Переяславскому чудотворцу, 1762 г.» (опубл.: Лавровский. 1904). Автором стихотворного Жития, по мнению Л. Я. Лавровского, был мон. Феодор, подвизавшийся в переяславской Вознесенской обители и указавший свое имя в конце текста: «Молю, в молбах Феодора своих не забуди» (Там же. С. 416). Из текста следует, что автор использовал уже имевшееся в мон-ре Житие святого. На отдельном листе, следовавшем за послесловием, автор выписал сведения из монастырских источников о разорении Георгиевского мон-ря в Каневе и о гибели М.: «Подлинное свидетельство о разорении города Канева и страдании преподобномученика Макария, Переяславского чудотворца». Житие написано силлабическими стихами и содержит акростих: «Зде, в богоспасаемом граде Переяслове, в монастире Михайловском, опочивают мощи святаго преподобномученика Макарiя Токаревского, архимандрита каневскаго и овруцкаго, игумена пинского и намесника смоленского. За труды его и подвиги всегдашнiе почти его Бог даром нетленiя». В стихотворном Житии подробно рассказывается о чудесах, совершавшихся в 1742-1750 гг. у мощей М. в переяславском Михайловском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий во имя архангела Михаила мужской монастырь), в повествовании использованы хранившиеся в обители записи о чудесах святого.

Биография

Мирское имя М. неизвестно. Он род. на Волыни в правосл. семье. Фамилия Токаревский, по свидетельству мон. Афанасия Кальнофойского, была распространена в Брестском воеводстве. Нередко Токаревских упоминали в связи с Купятицким Введенским мон-рем: напр., некая Марина Токаревская-Пиотровская получила исцеление у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери (Лавровский. 1904. С. 419). Ок. 1614-1620 гг. отрок обучался при Успенском Заручайском мон-ре в Овруче. Рано потеряв родителей, юноша ок. 1620-1625 гг. принял постриг в этой обители, затем по благословению Пинского еп. Авраамия перешел в Купятицкий монастырь. Здесь ок. 1630 г. он был рукоположен во диакона, в 1632 (1633?) г. Могилёвским еп. Иосифом (Бобриковичем) - во иерея. (Согласно «Ведомости о епархии Переяславской», М. был монахом «в граде Владимире Полской области» (видимо, во Владимире-Волынском) и рукоположен в иерея Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Данные сведения неверны, т. к. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) стал епископом в 1661, митрополитом - в 1663.)

Одновременно с М. в Купятицком мон-ре подвизался прмч. Афанасий (Филиппович). Как свидетельствует в своем «Диариуше» св. Афанасий, в 1637 г. М. отправили к Киевскому митр. Петру (Могиле) с деньгами, собранными на обновление киевского Софийского собора. М. рассказал митрополиту о бедственном положении Купятицкого мон-ря и получил от него универсальный лист для сбора пожертвований (Диариуш. 1878. Стб. 52). Позже митр. Петр (Могила) поставил М. игуменом Воскресенского мон-ря в Каменце (ныне в Белоруссии). По одним источникам, М. был игуменом этого мон-ря в 1637-1640 гг., по другим - в 1639-1642 гг. После захвата обители униатами М. вернулся в Купятицкий монастырь. Братия брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря просила игум. Купятицкой обители Илариона (Денисовича) отпустить к ним «на игуменство берестейское» М. либо Афанасия (Филипповича). Игум. Иларион «учинил раду зо всею о Христе братиею» и решил отправить в Брест иером. Климента (Несвицкого). Посланник брестского мон-ря отказался принять этого кандидата. Тогда решено было кинуть жребий «з отцем Макарием, кому ехать до Берестя». Жребий пал на св. Афанасия (Филипповича), к-рый отправился в Брест (Там же. Стб. 62-63). Согласно позднему печатному варианту Жития М., события происходили в 1637 г., что маловероятно, т. к. ответ купятицкого игумена, приведенный в «Диариуше» св. Афанасия, датирован 13 июня 1640 г. После смерти игум. Илариона (Денисовича) братия Купятицкого мон-ря избрала М. настоятелем.

После 1645 г. М. стал игуменом пинского Братского в честь Богоявления мужского монастыря. 13 янв. 1650 г. был выдан королевский привилей «на архимандритство Овруцкое велебному его милости отцу Макарому Токаревскому, игуменови пинскому» (Лавровский. 1904. С. 422-423. Сн. 3. Прим. ред.). 15 марта 1650 г. привилей опротестовал игум. Луцкого мон-ря Александр (Мокосий-Дениско), к-рый считал документ недействительным и утверждал свое первенство в Овручской архимандритии. Из его протеста следует, что, получив в 1650 г. королевскую грамоту на Овручскую архимандритию, М. ею не воспользовался. В 1654 г. М. вновь стал игуменом Купятицкого мон-ря. Предвидя захват обители униатами, он убедил Лазаря (Барановича), настоятеля Киево-Братского в честь Богоявления монастыря, забрать из Купятицкой обители чудотворную икону Божией Матери. В 1655 или в нач. 1656 г. Лазарь (Баранович) привез Купятицкую икону в Киев, образ поместили в Софийском соборе. После захвата униатами Купятицкого мон-ря М. в 1656-1659 гг. вновь управлял Пинским мон-рем.

Рака с мощами прмч. Макария Овручского в Черкасском Михайловском кафедральном соборе. Фотография. 2013 г.
Рака с мощами прмч. Макария Овручского в Черкасском Михайловском кафедральном соборе. Фотография. 2013 г.

Рака с мощами прмч. Макария Овручского в Черкасском Михайловском кафедральном соборе. Фотография. 2013 г.
В 1660 г. братия овручского Успенского Заручайского мон-ря избрала М. архимандритом. Обитель страдала от притеснений со стороны иезуитов, василиан, шляхтичей - католиков и униатов, к-рые покушались на ее имущество и земли. М. отстаивал правосл. статус мон-ря, защищал его от притеснений, отказывался от споров о вере с униатами. Многочисленные татар. отряды, участвовавшие в военных событиях на укр. землях, неоднократно пытались захватить мон-рь. Во время одного из нападений обитель была чудесным образом спасена по молитвам М.: когда иноки вместе с архимандритом крестным ходом вышли из ворот, осаждавшие в панике разбежались. В 1671 г. татары и поляки разорили Овруч и мон-рь: священников убили, имения расхитили. М. удалился из Овручской обители и обратился за поддержкой к Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу), местоблюстителю Киевской митрополии; ок. 3 лет святой провел в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра). В 1674-1675 гг. архиеп. Лазарь назначил М. настоятелем казачьего Георгиевского мон-ря в Каневе. Назначение произошло вслед. того обстоятельства, что в нач. февр. 1674 г. город заняла русско-укр. армия и разместила там большой гарнизон. До 1678 г. город входил в состав Русского гос-ва и в церковном отношении подчинялся Лазарю (Барановичу). Впосл. Канев вновь вошел в состав Речи Посполитой, и в жизнеописаниях М. были сделаны попытки замолчать эту связь: его назначение, происшедшее при «царе Михаиле», приписывалось гетману Правобережной Украины П. Д. Дорошенко и некоему митр. Киприану. По мнению Лавровского, такие сообщения могли появиться при переписке сведений о М. из василианских рукописей. Назначение М. в Канев произошло при униате Киприане Жоховском, к-рый стал митрополитом в 1674 г.; под «царем Михаилом», по-видимому, имеется в виду польск. кор. Михаил Корибут Вишневецкий († 1673). Каневские василиане внесли имя М. в свой помянник и правильно отметили в нем год его кончины.

Феодосий (Сафонович), игум. киевского Златоверхого во имя архангела Михаила монастыря, умирая, просил назначить своим преемником М., но архиеп. Лазарь (Баранович) поставил на место Феодосия в 1677 г. кирилловского игум. Мелетия (Дзика). Согласно собственноручной записи М. на л. 7 об. «Бесед Иоанна Златоустого на 14 посланий св. апостола Павла» (К., 1623), в этот период он имел титул: «Макарий Токаревский, архимандрит овруцкий, игумен пинский, купятицкий, каневский».

4 сент. 1678 г., после захвата Чигирина, «часть войска турецкого и татар... Канев достали, и вирубали людей, и Канев спалили» (Летопись самовидца. С. 69-70). В Житии сообщается, что во время этого набега был схвачен М. Требуя сокровищ, захватчики долго мучили святого, привязав его за руки и ноги меж 2 столбов. М. непрестанно молился, тогда турки обезглавили мученика. Тело святого перенесли в храм, в котором закрылись верующие. Турки вернулись и сожгли храм вместе с людьми (Величко. 1851. С. 465). На пепелище уцелевшие жители Канева нашли тело М. во власянице, с крестом на груди и с др. крестом в руках. 8 сент. 1678 г. мощи святого были погребены на месте жертвенника разрушенного монастырского храма.

В источниках существуют расхождения по поводу датировки этих событий. Василиане считали, что разорение мон-ря произошло в 1630 г., при этом в помяннике Каневского василианского мон-ря (1780-1814) как дата гибели М. обозначен 1678 г. Жители Переяславля считали, что М. был каневским игуменом в гетманство Б. М. Хмельницкого и замучен в Каневе в сент. 1653 г. Эти же сведения приведены в «Ведомости о епархии Переяславской» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 61). Однако свидетельств о разорении Канева татарами в 1653 г. нет. На Служебнике из каневской Георгиевской обители имелась запись: «Я, еросхимонах Иларион, надаю Служебник сей до обители Успения Пресвятой Богородицы монастира Каневского, року [1658], м-ця априля, 29 дня». Следов., Каневская обитель не была разорена к 1658 г. (Лавровский. С. 416).

Почитание

Памятник прмч. Макарию Овручскому в г. Каневе. Фотография. 2013 г.
Памятник прмч. Макарию Овручскому в г. Каневе. Фотография. 2013 г.

Памятник прмч. Макарию Овручскому в г. Каневе. Фотография. 2013 г.
В 1688 г. были обретены мощи М. Поскольку сохранялась опасность захвата обители униатами, 16 (17) марта 1688 г. их перенесли в Воскресенскую ц. в Переяславле (в 40 верстах от Канева). Еп. Захария (Корнилович) получил разрешение у царя Петра I, посетившего Киев после Полтавской битвы, построить на месте разрушенного кафедрального собора в Переяславской крепости ц. во имя арх. Михаила и мон-рь. По царскому указу губернатор Киева кн. Д. М. Голицын в 1711 г. велел отвести место для построения келий и мон-ря «и на оном построивши монастир коштом своим» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 62). 8 нояб. 1713 г. состоялось перенесение мощей М. в новопостроенный Михайловский храм, к-рое возглавил еп. Захария. 14 авг. 1734 г. в мон-ре был сильный пожар, Михайловский храм сгорел, мощи М. переместили в монастырскую трапезную. 26 окт. 1734 г. мощи были перенесены в построенную часовню. В 1737 г. в мон-ре были сооружены новая трапезная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, ограда, кельи и колокольня. Мощи святого передали в ц. Благовещения, где они «явленно в раке опочивали». 13 мая 1750 г. мощи святого были перенесены еп. Никодимом (Сребницким) в отремонтированный Михайловский храм. В память об этом событии в Переяславле ежегодно 13 мая перед литургией совершался крестный ход вокруг храма с мощами святого. Именно в это время в город ежегодно прибывало наибольшее число паломников (Долгорукий И. М. Путешествие в Киев в 1817 г. / Примеч.: О. И. Бодянский // ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 68). В связи с закрытием Михайловского мон-ря мощи святого 4 авг. 1786 г. перенесли в переяславский Вознесенский мон-рь, где они находились в посвященном преподобномученику приделе, в кипарисовой раке, оправленной в серебро и вызолоченной в 1791 г. на средства Белгородского еп. Аггея (Колосовского), жившего в мон-ре на покое. В 1942 г. их перенесли в Троицкую ц. в г. Черкассы (ныне Украина), в 1965 г.- в храм Рождества Пресв. Богородицы в том же городе. С 26 мая 2003 г. мощи М. почивают в черкасском Свято-Михайловском кафедральном соборе.

Известны прижизненные чудеса М.: он исцелил ослепшего после болезни жителя Канева; вернул на праведный путь каневского судью-мздоимца, которому неоднократно посылал деньги с запиской: «Отдаю последнее, более не имею, пощади себя и меня» (Недельский. 1895. С. 18). Своими наставлениями святой вернул матери нерадивого сына: с этим чудом связано «правило преподобномученика Макария» - практика постоянного чтения молитвы «Отче наш», благодаря к-рой юноша встал на путь исправления.

Стихотворное Житие святого содержит описание 12 исцелений у мощей М. в Михайловском мон-ре в 1742-1750 гг. Первое чудо датировано 2 марта 1742 г.: в Благовещенскую ц. принесли парализованного полковника Владимирского пехотного полка А. И. Глебова, к-рый после молебна у раки М. «первобытное здравие получи». За время пребывания св. мощей в Вознесенском мон-ре было записано 11 чудес. Одно из них повествует о спасении штабс-капитана А. Г. Белинского во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: в образок святого, пришитый к мундиру офицера, попала пуля, не причинив ему вреда (Там же. С. 19). Чудеса 2-й пол. XIX в. описаны в составленном иером. Парфением «Сказании о чудесах прмч. Макария» (К., [1882]). Память «преподобномученика Макариа архимандрита Овруцкаго монастыря» под 7 сент. отмечена в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231/V. Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 45 об.; совр. шифр установлен Е. В. Романенко).

Имя М., местночтимого святого, вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов» (М., 1903. С. 32). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рому было установлено 3 апр. 1984 г.

Иконография

Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы, г. Черкассы)
Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы, г. Черкассы)

Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы, г. Черкассы)
Прмч. Макарий Овручский. Хромолитография. 1895 г.
Прмч. Макарий Овручский. Хромолитография. 1895 г.

Прмч. Макарий Овручский. Хромолитография. 1895 г.
Первоначально почитание М. носило локальный характер и географически было связано с местонахождением его мощей. Из-за позднего всероссийского прославления святого иконописные подлинники XVIII-XIX вв. и «Руководство к писанию икон» акад. В. Д. Фартусова (М., 1910) не содержали описания облика М. На немногочисленных сохранившихся иконах (в ц. во имя М. в г. Полтава, в Успенском соборе в г. Канев, в мон-ре в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Черкассы) он представлен, как правило, прямолично в традиц. иерейском облачении (в подризнике с поручами, в фелони, в епитрахили с палицей, на голове митра), с атрибутами, характерными для преподобномученика и настоятеля мон-ря в сане архимандрита (ростовая икона в ц. во имя М. в Полтаве). На иконах, созданных до 1896 г., на груди святого иерейский 4-конечный крест (икона из ц. во имя М. в Полтаве), после 1896 г.- наперсный 8-конечный крест; встречаются варианты без креста (хромолитография Е. И. Фесенко, 1895). В левой руке М. изображали либо крест, либо крест и пальмовую ветвь в соответствии не только с символами мученической кончины за правосл. веру, но и с описанием найденных нетленными останков святого после пожара в Каневе. Лик М. обладает индивидуальными чертами, которые позволяют предположить наличие посмертного портрета святого, находившегося, по-видимому, при его мощах в Каневе или Переяславе: у святого правильные черты, несколько удлиненный массивный нос, глубоко посаженные глаза, свисающие на пышную бороду длинные усы и длинные вьющиеся пряди волос, спускающиеся из-под митры. Наибольшее распространение получили поясные образы М. (икона в Успенском соборе в г. Канев, в ц. во имя М. в Полтаве, в соборе арх. Михаила в г. Черкассы).

Прмч. Макарий Овручский и св. Ефрем. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры)
Прмч. Макарий Овручский и св. Ефрем. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры)

Прмч. Макарий Овручский и св. Ефрем. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934 г. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры)
В 70-х гг. XIX в. появились небольшие эмалевые образки М., выполненные на медной пластине в технике надглазурной росписи по эмали в мастерских г. Ростова. Изображение М. обладает рядом признаков репрезентативного портрета: его поясная фигура показана в 3/4-ном повороте влево, при этом взгляд обращен на молящегося, десницей именословно благословляет, в левой руке держит посох, облачение соответствует сану. При некоторой обобщенности и статичности образа можно отметить ряд иконографических особенностей, раскрывающих отдельные эпизоды из жизни святого: митра является принадлежностью сана архимандрита, жезл-посох - знак власти игумена, управляющего мон-рем (игумен пинский, купятицкий и каневский по собственноручной записи преподобного). Сулок на жезле свидетельствует об особых заслугах М. С тыльной стороны пластины - контрэмаль белого цвета с надписью: «Образъ // пре: макарïя // архи. переяслов: // чудот.». Как правило, подобную икону следует рассматривать как паломническую евлогию, освященную на мощах, поэтому возможно предположить, что в качестве заказчика этих эмалевых образков во 2-й пол. XIX в. являлся переяславский Вознесенский мон-рь, где почивали мощи М.

Во 2-й пол.- посл. трети XIX в. появились ростовые образы святого, стоящего в храме рядом со своей ракой, при этом иконописцы старательно воспроизводили детали интерьера: покровенный престол с раскрытой на нем книгой и раку с мощами под киворием. Святой либо указывал на текст в раскрытой книге (при повороте влево), либо благословлял десницей и держал в левой руке крест и пальмовую ветвь (при повороте вправо).

В кон. XIX - нач. ХХ в. образ святого благодаря технике типографской печати массово тиражировался в хромолитографиях. Афонский Свято-Илиинский скит печатал именные иконы М. (как архимандрита переяславского) на золотом и красочном фоне. Хромолитография Фесенко в Одессе издавала бумажные иконы М. возле раки с мощами. На них детально изображены кованая полукруглая решетка перед входом под сень, 4 круглые колонны с коринфскими капителями, барочное паникадило и символы сана М. в навершии купола над ракой в придельной ц. во имя М. в Вознесенском мон-ре в Переяславе (собрание Ф. Р. Комарова). Иконное изображение святого подписывали в соответствии с исторической традицией и собственноручной записью М. в кн.: «Беседы Иоанна Златоустого на 14 Посланий ап. Павла» (К., 1623), хранившейся в Вознесенском соборе Переяславского монастыря,- «Преподобномученик Макарий, Архимандрит Овручский, Переяславский чудотворец».

В сер. ХХ в. мон. Иулиания (Соколова) изобразила М. на прориси в лицевых святцах рус. святых, выполненных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского (Серг. Посад, 1959-1962, (сент. Л. 1), частное собр.), а также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ). Образ М. включен в Собор Белорусских святых и представлен на иконе с этой композицией с подписью: «Св. Макарий Пинский» (иконописец А. В. Вахромеев, ок. 1984). Икона с единоличным изображением М. работы иконописца М. Максимовича (Каменец, 2000) находится в Симеоновском храме г. Каменца (Белоруссия). Памятники М. установлены в г. Овруч (2008, скульптор Д. А. Стритович) и в г. Канев (2000-е, скульптор В. Ю. Толстопятов).

Ист.: Летопись самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междуусобиях, бывших в Малой России по его смерти. М., 1846. С. 69-70; Величко С. В. Летопись событий в Юго-Зап. России в XVII в. К., 1851. Т. 2. С. 465; [Гедеон (Вишневский), еп.]. Житие св. прмч. Макария, архим. овручского, Переяславского чудотворца, нетленно почивающего в переяславской Св.-Вознесенской обители Полтавской губ. К., 18623-190013; Диариуш берестейского игумена Афанасия Филипповича // РИБ. 1878. Т. 4. Стб. 49-156; Лавровский Л. Я. Стихотворное Житие прмч. Макария, архим. овруцкого и каневского игумена // Киев. старина. 1904. Т. 84. № 3. Отд. 1. С. 413-444.
Лит.: Максимович Л. М., Щекатов А. Геогр. словарь Российского гос-ва. М., 1801. Ч. 1. Стб. 949-950; Максимович М. А. Воспоминания о стародавнем мон-ре Каневском // Киевские ЕВ. 1864. № 24. С. 757; То же // Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 312-319; Письма преосв. Лазаря (Барановича) с примечаниями. Чернигов, 18652; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. С. 26-34; он же. Обзор. 1884. С. 213; Полиевкт, игум. Сведения о Полтавско-Переяславской епархии и ее архипастырях // Полтавские ЕВ. 1867. Отд. неофиц. № 19. С. 259-260; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 339-340; Недельский С. П. Житие и страдание св. прмч. Макария // Благовест. СПб., 1895. Нояб.; он же. Св. прмч. Макарий, архим. овручский, Переяславский чудотворец (1605-1678). СПб., 1896п.
И. В. Злотникова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Преподобномученики Русской Православной Церкви Архимандриты Русской Православной Церкви Собор Белорусских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Иконография преподобномучеников и преподобномучениц Макарий (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский, архимандрит, преподобномученик (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых)
См.также:
АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)
ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых)
ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице)
ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 1628), Ущельский, прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим.
ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых)
АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)
АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АНАСТАСИЙ (кон. XII-нач.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)